Мамы любят заботиться о малышах. Завязывать им бантики и шнурки, собирать разбросанные шалунами игрушки, делать гномиков и зверушек для садика… А в один прекрасный день выясняется, что малыш уже начал бриться, но ещё не умеет сам помыть за собой посуду, сделать уроки или собраться в школу. Как отличить необходимую помощь от гиперопеки, позволить ребенку принимать решения и отвечать за них?
Возрастные границы
У педиатров давно сформирован список умений, наличие которых говорит о нормальном развитии. Естественно, все дети разные, многое зависит от активности, состояния здоровья, мелкой моторики и волевой сферы, однако серьёзное отставание говорит о проблемах… или о том, что малыша избаловали. Что должен уметь ребенок:
2 года – сам надеть или снять кофточку или тапочки, принести предмет из другой комнаты, сложить игрушки в ящик.
- 3 года – одеться с помощью родителей (пуговицы, шнурки), сам сложить книги стопкой, поставить посуду в раковину, протереть стол тряпочкой.
- 4 года – сам одеться и раздеться, убрать игрушки, пролитую воду, подмести пол в комнате, помыть за собой тарелку и чашку, включить и выключить свет, воду.
- 5-6 лет – сам умыться, причесаться, застелить свою постель, ухаживать за комнатным цветком, прибраться (с помощью мамы) в детской, выполнить несложное учебное задание.
- 7-8 лет – сам привести себя в порядок перед школой, разогреть завтрак, помыть посуду, приготовить уроки (с помощью родителей), прибраться в своей комнате.
- 9-10 лет – сам встать по будильнику, собрать портфель, сделать уроки, самостоятельно выбрать кружок или секцию, включить плиту, сварить макароны или пельмени и т.д.
- 11-12 лет – сам привести в порядок форму, постирать, пришить пуговицу, заштопать, сделать уборку в квартире (кроме санузла), сходить в магазин со списком покупок, проехать на общественном транспорте, воспользоваться бытовой техникой, приготовить еду (котлеты, кашу, блины), ухаживать за домашним питомцем, следить за младшими детьми.
- 13-14 лет – иметь свое мнение о дальнейшем школьном и профессиональном обучении, отстаивать его, самостоятельно справляться со всеми школьными заданиями, следить за своими вещами, ходить в магазин, делать всю работу по дому.
Никто не говорит, что ребенка следует превратить в прислугу или няньку, и ему нужна помощь, если задание слишком сложное. Но родители должны понимать: делать вместе с ребенком значит учить его, делать вместо ребенка – провоцировать безответственность.
Метод естественных последствий
Самый разные психологи и педагоги от незабвенного Жан-Жака Руссо до Петрановской предлагают для воспитания ответственности простой, но эффективный прием. Ребенок на собственном опыте узнает о последствиях – если потрогать кипящий чайник, можно обжечься, если дернуть за хвост кошку, она оцарапает, если потерять деньги, не на что будет купить мороженое. Здесь есть и свои риски – от бытовых опасностей до проблем с уроками, но обычно мальчики и девочки быстро учатся. И понимают, что мыть посуду, чистить ботинки или просыпаться по будильнику надо не потому, что «мама будет ругать».
Как воспитать ответственность?
- Предоставлять выбор. Даже двухлетка знает, хочет он красную курточку или синюю, котлету или сосиску. Каждое принятие решения тренирует силу воли. А мудрый родитель с помощью выбора направляет поведение в нужную сторону – не «марш спать!» а «милый, ты перед сном послушаешь сказку или посмотришь мультик?».
Позволять нести ответственность. Отличие сознательного поступка от каприза – принятие последствий своих действий. Малыш имеет право не надевать шапочку и пальто, не есть борщ, шлепнуть сестренку. Но без теплой одежды не ходят гулять, без борща не дают пирожных, а драчуны сидят в детской, пока вся семья веселится.
- Быть последовательными. Ответственные родители не перекладывают на себя обязательства ребенка. Если он попросил хомячка, обещав за ним ухаживать – мама не чистит клетку, а папа не кормит зверька. Если он потратил за один день все карманные деньги, испортил или потерял новую игрушку – не следует тут же компенсировать утрату.
- Поддерживать в неудачах. Если у ребенка что-то не получилось, он переоценил себя, ошибся – не стоит ругать его, он уже наказан потерей. Скажите, что разделяете его чувства, обсудите ситуацию, подумайте вместе, что можно исправить, и не требуется ли помощь.
- Поощрять самостоятельность. Пусть малыш делает сам всё, что он может и хочет. Одевается, моет тарелку, возится с прописями, пробует слепить пирожок или склеить разбитую чашку. Даже если он делает это медленно и неумело, он получает ценнейший опыт самостоятельного решения всех проблем.
Учимся, играя
Уроки ответственности – непростой и зачастую болезненный процесс. По счастью, есть и легкие способы набраться нужного опыта. Многие игры тренируют у ребенка ответственность и силу воли, на наглядных примерах демонстрируют результативные и контрпродуктивные модели поведения.
Игрушечное оружие – первый шаг к овладению настоящими пистолетами и винтовками. А урок ответственности – обращение с этим оружием как с потенциально опасным. Пусть будущий Рэмбо или Джеймс Бонд запомнит, что нельзя оставлять патроны в стволе, направлять оружие на щенка, бабушку или младшего братика и тем паче стрелять в них, даже в игре.
Научные игры и эксперименты для детей помогут малышам осознать, к чему приводят невнимательность и нетерпение. Никакие слезы и нытьё не заставят динамо-машину крутиться или микросхему работать.
Всевозможные настольные игры дают целый спектр социальных навыков – как проигрывать и не обижаться, как соблюдать правила, как расплачиваться штрафом за неправильный ход и как прощать проштрафившегося товарища. Не следует поддаваться ребенку, пусть он знает, что родители с ним честны – это поможет ещё больше гордиться успехами.
Полезно играть вместе с сыном или дочерью в сюжетные игры, обсуждать, как должен поступить ответственный человек – например, полицейский, машинист, пилот – в кризисной ситуации. Не помешает в какой-то момент рассказать о распределении обязанностей в семье – за что отвечает мама, за что папа, бабушка, старший брат. И наберитесь терпения – пройдет буквально полгода, и ваш ребенок станет человеком, на которого можно положиться!