Учимся учиться! Как стимулировать ребенка к учебе

Ребенок по природе своей любопытен и любознателен, хочет во всем разобраться, все попробовать и все осмыслить. Увлеченность, заинтересованность, активность – норма для мальчика или девочки. Однако порой отношение ребенка к учебе меняется не в лучшую сторону. Интерес сменяется безразличием, активность – апатией. Почему дети не хотят учиться и можно ли их мотивировать?

Противная школа! Почему дети не хотят учиться?

Отвращение к занятиям порой возникает даже у самых старательных школьников – красивый ранец летит в угол, учебники не раскрыты, любимый пенал испачкан. И причин тому больше, чем кажется на первый взгляд – дети уязвимы и впечатлительны, погасить их энтузиазм легко. Прежде чем ругать сына или дочь за нерадивость, попробуйте понять, почему ребенок не хочет учиться.

Что мешает учиться?

  1. Болезнь. Нарушения зрения или слуха, мигрень, повышенная утомляемость, проблемы с желудком или кишечником, недержание мочи, первые менструации, анемия и так далее плохо сказываются на учебе.
  2. Особенности психики. Дислексия, дисграфия, гиперактивность, аутичные черты личности, нарушения внимания, сосредоточения.
  3. Конфликт. С учителем, одноклассником, реже родителем или братом\сестрой.
  4. Психологическая травма. Переезд, авария, потеря близкого человека, домашнего любимца, друга.
  5. Влюбленность. Неожиданное чувство мешает думать об уроках, особенно подростку.
  6. Переутомление. Хронический недосып, опоздания, лишком много занятий и домашних заданий, долгая дорога до школы, стресс перед олимпиадой или экзаменами.
  7. Пропуски. Ребенок проболел или не усвоил какую-то тему и теперь не может двигаться дальше.
  8. Несоответствие программы уровню ученика. Слишком сильную не удается освоить, слишком слабая заставляет скучать.
  9. Перфекционизм. Страх совершить ошибку, небезупречно выполнить задание, не оправдать ожидания родителей.
  10. Комплекс неполноценности. Ученик считает себя неудачником, неспособным справиться с заданием.

Помимо «базовых» причин ребенок может быть увлечен каким-то важным для себя делом, компьютерной игрой или соцсетями, рукодельем, соревнованием. Братья и сестры, особенно младшие, регулярно мешают «конкуренту» заниматься, сознательно или неосознанно. Плохие оценки, негативные отзывы преподавателя отбивают интерес к предмету. Ссора или обида, не купленная игрушка или грустный мультфильм портят настроение – и готово, ребенок рыдает над тетрадкой, заявляя, что совсем ничему учиться не хочет. Родители, помните – брань и упреки в такой ситуации никого не смогут мотивировать!

Ты мой хороший!

От причин, изменивших отношение ребенка к учебе, зависит тактика и стратегия родителей. Необходимо понять школьника, выяснить, почему он забросил любимую прежде математику или начал приносить двойки по всем предметам. Поговорите с ним по душам, используя приемы активного слушания:

  • Задавайте короткие и простые вопросы.
  • Уточняйте, правильно ли вы поняли ребенка, верно ли уяснили причины происходящего.
  • Спрашивайте, что он думает и переживает, что его огорчает и злит.
  • Не перебивайте.
  • Давайте обратную связь.
  • Не осуждайте, не советуйте и не предлагайте свои решения.
  • Не сердитесь, если окажется, что одна из причин плохой учебы – ваша настойчивость или гнев.
  • «Зеркальте» важные моменты беседы, проясняйте чувства ребенка.
  • Благодарите за откровенность и доверие.

В процессе дайте ребенку понять, что вы любите и принимаете его таким какой есть, что он хороший, умный и славный и никакая плохая оценка этого не изменит. Обнимите его, поцелуйте, побалуйте лакомством – и не используйте во зло его откровения.

Если причина в переутомлении – скорректируйте график ребенка, возможно придется отказаться от дополнительных занятий. Если дело в конфликте – побеседуйте с виновниками, пока дело не кончилось дракой. Если виной всему ваша суровость – попытайтесь снизить давление, поискать более подходящие способы договариваться. Если дело в отставании, обсудите с преподавателями, как помочь школьнику в учебе.

К сожалению, ребенок не всегда готов откровенничать и нередко сам не понимает, что с ним происходит. Поговорите с его преподавателями, с товарищами по классу, понаблюдайте за его постами в социальных сетях. Проследите, как ребенок себя чувствует, не ослаб ли он, не стал ли раздражительным или вялым, не начал ли ближе подсаживаться к телевизору. Возможно потребуется помощь психолога или педиатра.

Позитивное подкрепление, или как помочь ребенку в учебе

Психологи установили – страх наказания тормозит познавательные способности, а похвала закрепляет полученные уроки. Чтобы изменить отношение ребенка к учебе, важно мотивировать и заинтересовать его. Как это сделать?

Устраивайте показательные веселые уроки. Ставьте химические опыты и физические эксперименты, «путешествуйте» по географической карте, выращивайте растения на окне, наперегонки пишите смешные диктанты.

На прогулках и дома обсуждайте практическое применение тех или иных знаний. Как черчение может пригодиться для нового интерьера детской, какой физический закон позволяет куртке оставаться сухой в дождь, откуда берется припек в хлебе, почему стиральный порошок отчищает бельё.

Обеспечьте ребенку комфортные условия для занятий, не отвлекайте его во время уроков и запретите остальным членам семьи его беспокоить.

Договоритесь о наградах за достигнутые успехи – скажем, 1 решенная задача стоит 10 минут времени у компьютера, 1 выученный стих – лишнюю серию мультфильма, отличная оценка в четверти или в году гарантирует покупку дорогой игрушки.

Повесьте график с достижениями, отмечайте успехи флажками, а победы – маленькими семейными торжествами.

Учитесь весело и вскоре к вашему ребенку вернется интерес к знаниям!

Автор: Ника Батхен

 
Оставить комментарий

Наверх