Ребенок и деньги

В наш меркантильный век финансовый вопрос встает особенно остро. Уже двухлетний малыш знает слово «купи», пятилетка копит на куклу или машинку, в начальной школе ему приходится самому платить за транспорт, еду в буфете, мелкую канцелярию. Одни дети с нежного возраста оказываются экономными, другие расточительными, третьи учатся зарабатывать, а четвертые «сшибают рубли», обеспечивая проблемы и себе и родителям. А нужны ли ребенку деньги?

Пора или не пора?

Давать ли детям деньги наличными, обеспечивать карточками и счетами или не допускать к семейному кошельку, покупать им все необходимое, разрешить приобретать мелочи или даже контролировать расходы на одежду, обувь и т.д. – у родителей нет единого мнения. Важно лишь помнить, что однажды ребенку придется решать финансовые вопросы самостоятельно. Если ваш отпрыск никогда ни за что не платил, он окажется банкротом в считанные недели. И задуматься следует над задачей «сколько денег давать ребенку и когда он будет готов ими распоряжаться»?

«Сколько» посчитать относительно просто – подсчитайте расходы ребенка в неделю (дорога, питание в школе, «канцелярка» и т.д.) и добавьте 10-50%, в зависимости от семейных доходов и возраста. Из этих денег ваш сын или дочь оплачивают лакомства, игрушки, аттракционы и прочие детские интересы. Если ребенок мечтает о крутом «Лего» или механическом щенке, можно класть деньги в копилку или на счет по американскому принципу – «скопил 100р, получи ещё 100».

Готов ли ребенок к своим деньгам, определить легко:

  1. Он свободно считает в пределах 100.
  2. Он представляет ценность денег, их назначение.
  3. Он знает, сколько стоят его любимые лакомства и игрушки.
  4. Он ориентируется в достоинстве монет и купюр.
  5. У него есть представления о семейном бюджете, доходах и расходах.
  6. Ему интересно покупать, платить и копить.

Оптимальный возраст для того, чтобы начать выдавать ребенку карманные деньги – 6-8 лет. К 12 годам целесообразно определить еженедельное или ежемесячное «содержание» - это поможет детям научиться планировать расходы, тратить и экономить. Крупные суммы (подарки и т.д.) лучше класть на счет и выдавать по частям или контролировать траты.

Карманные или заработанные?

Отношение детей к деньгам во многом зависит от того, как они их получают. «Карманные» деньги воспринимаются как само собой разумеющееся, но зато дают ребенку ощущение некоей стабильности. Заработанные деньги ценятся куда больше, но у несовершеннолетних не так много возможностей устроиться на работу. А оплачивать домашние дела напрямую вредно для отношений в семье. Как быть?


В 7-8 лет ребенок уже понимает, что такое «зарплата». Расскажите ему о доходах семьи, объясните, что часть бюджета вы тратите на то, чтобы накормить его, одеть, заплатить за кружки и т.д., а некую сумму выдаете наличными за то, что он выполняет свои обязанности: учится, соблюдает дисциплину, помогает по дому. И этими деньгами можно распоряжаться.

Не препятствуйте, если ребенок потратит деньги на «ерунду», не ругайте, если он их потеряет – это его собственность, пусть учится ею распоряжаться и делает ошибки, пока они стоят дешево. Но не выдавайте новую «зарплату» раньше срока – в следующий раз будет внимательнее. И да, за систематическое невыполнение своих обязанностей можно и нужно штрафовать – не за конкретную двойку или немытую тарелку, а за нарушение распорядка.

Поощрять деньгами полезно за те дела, которые ребенок выполнять не должен, когда он превосходит свои результаты, экономит деньги семьи. Например – пятерка не повод для премии, а победа на олимпиаде или табель без троек - вполне.

Не стоит платить подростку за то, что он последил за малышом, пока мама готовит обед, но если он заменил заболевшую няню – да, он заслужил деньги. С 13-14 лет юноши и девушки вполне в состоянии подработать – выгулять соседскую болонку, принести продукты, сделать простенький сайт, пораздавать флаеры. Это учит ответственности, помогает взрослеть. Главное - не перегнуть палку, чтобы сиюминутная забота о заработке не заменила ребенку учебу.

Маленький воришка

К сожалению, иногда мальчики и девочки не ограничиваются «зарплатой» и запускают руку в родительский кошелек. Это неприятно, но многие дети проходят через этот этап развития.

Почему ребенок крадет?

  • «Просто так». Не считает кражей взятые со стола или из кошелька мелкие деньги.
  • Из мести. Хочет навредить обидчику или выставить в дурном свете родителей.
  • Привлекает внимание. Ему не хватает контакта с родителями или сверстниками, а негативный интерес лучше безразличия.
  • От бедности. Ему не хватает личных денег и вещей (в том числе ненужных на взгляд родителей).
  • Под давлением. Красть вынуждают «криминальные» друзья, долги, «счетчик», вредные привычки. 
  • От вседозволенности. Избалован настолько, что не может ограничивать свои желания.
  • Из-за болезни. Причиной воровства может стать клептомания, нарушения в волевой сфере, шизофрения.

Чтобы предотвратить кражи, лучше не провоцировать ребенка – не держать на виду деньги, особенно крупные, самостоятельно передавать оплату за экскурсии или обеды. Время от времени интересуйтесь у сына или дочери их финансовыми делами, спрашивайте, нет ли проблем, советуйте, как разрешить трудности.

Если ребенок украл в первый раз, постарайтесь отнестись к этому терпимо. Объясните последствия его действий, узнайте причины. Убедитесь, что виноват именно он, а не другие дети, уборщица или няня. Если кражи повторяются – без помощи специалиста не обойтись.

Совет психолога Геннадия Мустафьева: "Лечение зависит от причины воровства. Желательно проконсультироваться с психологом и вместе разобраться в мотивах такого поведения. Клептомания у детей не лечится таблетками, их попросту не существует, поэтому медикаментозно не справиться, а опытный специалист найдет источник напряжения в семье и поможет выработать стратегию поведения и построения отношений с ребенком".

Автор: Ника Батхен

 
Оставить комментарий

Наверх