Мама-папа-я. Как отношения в семье сказываются на ребенке? Часть 1.

Великий педагог Макаренко в своей «Книге для родителей» писал о необходимости жесткой дисциплины и коллективного воспитания для детей, великий педагог Януш Корчак утверждал, что достаточно любить мальчиков и девочек и не мешать им расти, знаменитый современный психолог Гиппенрейтер ратует за свободный выбор и активное слушание, а знаменитый современный педиатр Комаровский уверен, что дети не должны мешать родителям жить. Как отыскать золотую середину?

Векторы воздействия

Плохи или хороши те или иные методы воспитания – сказать сложно. Ещё сто лет назад в школах практиковали порку, семьдесят лет назад работающий подросток считался нормой, тридцать лет назад дети в России гуляли во дворе сами. И вырастали успешными людьми.

Задача родителей – оценить склонности и потребности сына или дочери, определить, какую личность они хотят вырастить, и в зависимости от этого использовать разные педагогические приемы. Маленький интроверт, например, нуждается в одиночестве, для него стояние в углу не наказание, а удовольствие. Маленький сангвиник пропустит мимо ушей все попытки воззвать к совести, лишение десерта или прогулки сработает куда эффективнее. Послушный ребенок вряд ли станет самостоятельным, щедрый - экономным, свободомыслящий – пунктуальным. Юному бунтарю необходимы границы, ленивому школьнику стимулы для учебы, перфекционисту – умение сажать кляксы в тетрадке.

Какие направления воспитательного процесса нужно учитывать?

  1. Самостоятельность – контроль. Чем больше ребенок делает сам, тем более независимым и ответственным он растет. Чем больше контролировать, тем выше вероятность получить запланированный результат.
  2. Дисциплина – свобода. Жесткий режим дня учит бережно относиться к своему времени, распределять ресурсы. Свободный график с возможностью заниматься тем, что интересно, активизирует креативность и любознательность.
  3. Изобилие материальных благ – строгая экономия. Ребенок, выросший, как «принц», ведет себя с достоинством и умеет ценить хорошие вещи. А необходимость строго рассчитывать средства учит правильно их распределять и самостоятельно зарабатывать.
  4. Близость – отстраненность. Достаток любви и внимания воспитывает чуткого, эмоционально богатого человека. Отстраненность необходима интровертам, замкнутым детям, она учит ценить родительскую заботу.
  5. Поощрения – наказания. Похвалы и подарки стимулируют нужную деятельность ребенка, наказания сдерживают нежелательные поступки.

Какие особенности психологического темперамента нужно учитывать?

  • Флегматик. Спокойный, рассудительный, слегка медлительный ребенок. Восприимчив к наказаниям и поощрениям, требует дисциплины и некоторого контроля.
  • Холерик. Вспыльчивый, переменчивый, гиперактивный ребенок. Нуждается в дисциплине, самостоятельности, близости, разумном балансе поощрений и наказаний.
  • Сангвиник. Активный, бодрый, любознательный ребенок. Нуждается в самостоятельности, свободе и разумной экономии.
  • Меланхолик. Печальный, впечатлительный, пугливый. Нуждается в близости, изобилии, поощрениях и значительном контроле.

На практике спектр вариантов намного богаче, следует учитывать индивидуальные особенности дочери или сына, пробовать разные методы.

Практическая работа

Чтобы лучше понять, как вы воспитываете ребенка, нарисуйте пять линеек с перечисленными выше векторами, пронумеруйте их по значимости и обозначьте, какие методы вы предпочитаете использовать: дисциплину или свободу и т.д. Возможно, вы сразу увидите, где проблема.

Пример 1. Лена М., 10 лет. Сангвиник, хорошо учится, иногда конфликтует с родителями. Проблема – не желает помогать по хозяйству и убирать у себя в комнате.

Шкала воспитания: 1. Дисциплина в приоритете; 2. Близость в приоритете; 3. Контроль в приоритете; 4. Наказания в приоритете; 5. Экономия в приоритете.

В силу особенностей характера Лена независима и активна, ей претит жесткая дисциплина и постоянный контроль, а благодаря близким отношениям с матерью, девочке удается уклоняться от неприятных обязанностей. Чтобы скорректировать ситуацию, понадобилось предоставить Лене больше свободы – девочка могла выбирать, займется ли она порядком в детской или мытьем посуды, вынесет мусор или подметет пол. А за каждую неделю, проведенную без замечаний, родители поощряли дочь небольшой премией.

Пример 2. Андрей С. 12 лет. Меланхолик, послушен, учится неровно, замкнут. Проблема – отказался продолжать обучение в музыкальной школе.

Шкала воспитания: 1. Наказания в приоритете. 2. Отстраненность в приоритете. 3. Контроль в приоритете. 4. Изобилие в приоритете. 5. Самостоятельность в приоритете.

Впечатлительный и не уверенный в себе Андрей страдает от суровых наказаний и нехватки тепла. Протест против музыкальной школы на самом деле – протест против холодности и родителей. Чтобы исправить ситуацию понадобилось чаще отмечать успехи Андрея, меньше его наказывать, немного больше контролировать и обсуждать занятия, бывать на выпускных концертах.

Не стоит забывать, что разногласия родителей в подходе к воспитанию или большее влияние одного из них (за счет того, что другой отсутствует, работает или не уделяет достаточно времени) вносит определенные коррективы в формирование личности.

(Продолжение следует...)

Автор: Ника Батхен

 
Оставить комментарий

Наверх