Казнить нельзя помиловать. Или наказание как воспитательная необходимость

«Кто жалеет розгу – губит ребенка» - так говорили старики на Руси и карали отроков без жалости. В наши дни порка, заушение и стояние коленями на горохе не приняты, а воспитатели, рискнувшие применить дедовские методы, наверняка столкнутся с ювенальной юстицией. Однако вседозволенность столь же вредна, как и побои. Как наказывать ребенка, не травмируя и не унижая его?

Бить или не бить?


В мире животных мохнатые мамы не стесняются отвешивать отпрыскам затрещины и кусаться – они знают, как жестоки лесные законы и как легко детенышу потерять жизнь. В первобытных племенах малышей и шлепают и ругают, а остальное довершает естественный отбор.

Современные мамы, наоборот, испытывают чувство вины, поставив проказника в угол за испачканные штанишки или сломанную игрушку. Нередко малыша вообще не наказывают, и в семье появляется тиран, которого невозможно призвать к порядку. Впрочем, бывает и обратное – ребенок не слушается, не в силах выполнить все требования родителей.

Трехлетке ужасно нравится плескаться в луже, пятилетка ноет от переутомления, не понимая, что злит маму, семилетка радостно демонстрирует навыки чтения, увидав на заборе новое слово. Малыш не знает, чем опасна дорога, почему не стоит ронять на пол папин айфон или резать куклам на платье мамину блузку от Шанель. И ругать его за это бессмысленно. Наказывать малыша стоит только в одном случае – когда он в состоянии понять, что поступает плохо. Как это определить?

  1. Ребенок понимает смысл запрета. Он запомнил, почему нельзя бежать на дорогу, играть со спичками или совать спицу в розетку.
  2. Ребенок сознательно нарушает правила. Ему известно, что в детскую не носят еду, котенка не таскают за хвост, а на маму не говорят плохие слова.
  3. Ребенок идет на конфликт, проверяя границы дозволенного. С милой улыбкой тянется к пульту телевизора или ручке газовой плиты.
  4. Ребенок игнорирует просьбы и предупреждения. Продолжает негативное, неприятное или опасное поведение.
  5. Ребенок проявляет осознанную агрессию. Дерется, бранится, оскорбляет близких, портит их вещи.
  6. Ребенок ощущает вину, но не раскаивается. Пытается свалить свой поступок на других, отрицает его, даже будучи пойманным за руку.

Мера наказания

Цель воспитания – обучение правильному поведению. Напуганный, униженный или оскорбленный малыш вряд ли извлечет хороший урок из своего проступка. Поэтому наказание должно быть честным, справедливым, соразмерным и учитывающим особенности ребенка. Для маленького интроверта стояние в углу не кара, а возможность поразмышлять, для гордого и чувствительного «преступника» публичная выволочка хуже любой порки. Как наказать, чтобы не обидеть?

  • Изолировать. Вывести из-за стола или из помещения, отправить в свою комнату или в постель, чтобы малыш осознал проступок.
  • Лишить необязательного удовольствия или привилегии. Отказать в сладостях, просмотре кино, карманных деньгах.
  • Ограничить в правах. Лишить прогулки, компьютера или планшета.
  • Принести извинения. Настоять, чтобы ребенок попросил прощения у тех людей, которым навредил его проступок.
  • Не исправлять его ошибки. Если виновник сознательно испортил или потерял свою вещь, не покупать новую.
  • Компенсировать ущерб. Пусть ребенок убирает устроенный беспорядок, склеивает разбитую чашку, выплачивает из карманных денег часть стоимости сломанной вещи.
  • Игнорировать. Дети часто поступают плохо, чтобы привлечь внимание родителей – важно, чтобы малыш научился взаимодействовать более конструктивно.

Перед тем, как наказывать, обсудите с ребенком его проступок – возможно, виновник не желал зла, причинил вред случайно, от испуга или в порыве чувств. Зачастую имеет смысл подумать вместе: как избежать повторения ситуации, как поступить, если хочется стукнуть брата или взять мамину помаду. Важно знать – чем больше запретов налагается на ребенка, тем труднее ему оставаться послушным. Выберите несколько (не более 10) правил, которые в вашей семье будут соблюдаться неукоснительно, и постарайтесь проявить снисхождение в прочих вопросах.

Чтобы воспитательные приемы были действенными, очень важно соблюдать строгость и последовательность – если ребенок провинился, он всегда получает причитающуюся кару. Нельзя, чтобы один из родителей или старших родственников оспаривал воспитательные меры другого. Нельзя наказывать одного ребенка строже, чем другого, обещать санкции, пугать ими, а потом отменять. Если малыш пострадал по ошибке, был отруган зря, попал под горячую руку – стоит извиниться и объяснить причину поступка, это укрепит доверие к родителям.

Запрещенные наказания

Дети порой всю жизнь помнят родительскую суровость. Как за двойки отдали щенка, за разбитый велосипед отменили праздник, за грубость выбранили перед друзьями, и как это было стыдно. Даже если ребенок сильно провинился, есть вещи которых не следует делать.

  1. Откладывать наказание, суммировать несколько проступков.
  2. Бить ребенка – не шлепнуть расшалившегося малыша, а дать пощечину, выпороть и т.д.
  3. Выплескивать злость на самого ребенка или его собственность (отнимать или уничтожать любимые игрушки и т.д.)
  4. Карать его питомцев (кошек, рыбок и т.д.).
  5. Отменять важные праздники и события (день рожденья, Новый год, визит к любимой бабушке).
  6. Устраивать публичные выяснения отношений, особенно при других детях.
  7. Унижать ребенка, оскорблять его, называть бранными словами.
  8. Манипулировать чувством вины (из-за тебя мама болеет, папа пьёт водку).
  9. Наказывать ребенка, у которого произошло несчастье, заболевающего, сильно уставшего.
  10. Угрожать отправить в детдом, выгнать, перестать любить.
  11. Наказывать одного брата или сестру за проступки другого.
  12. Врать ребенку (придет милиционер и тебя заберет).

В «Домострое» советовали мужьям «наказывай легко, а наказавши – пожалей и прости». Покарав поступок, обязательно утешьте ребенка, скажите ему о своей любви и поддержке. И забудьте прошлое – пусть обиды не хранятся у семейного очага!

Автор: Ника Батхен

 
Оставить комментарий

Наверх