Хочу все сам! Или как научить ребенка ответственности?

Мамы любят заботиться о малышах. Завязывать им бантики и шнурки, собирать разбросанные шалунами игрушки, делать гномиков и зверушек для садика… А в один прекрасный день выясняется, что малыш уже начал бриться, но ещё не умеет сам помыть за собой посуду, сделать уроки или собраться в школу. Как отличить необходимую помощь от гиперопеки, позволить ребенку принимать решения и отвечать за них?

Возрастные границы

У педиатров давно сформирован список умений, наличие которых говорит о нормальном развитии. Естественно, все дети разные, многое зависит от активности, состояния здоровья, мелкой моторики и волевой сферы, однако серьёзное отставание говорит о проблемах… или о том, что малыша избаловали. Что должен уметь ребенок:

  • 2 года – сам надеть или снять кофточку или тапочки, принести предмет из другой комнаты, сложить игрушки в ящик.
  • 3 года – одеться с помощью родителей (пуговицы, шнурки), сам сложить книги стопкой, поставить посуду в раковину, протереть стол тряпочкой.
  • 4 года – сам одеться и раздеться, убрать игрушки, пролитую воду, подмести пол в комнате, помыть за собой тарелку и чашку, включить и выключить свет, воду.
  • 5-6 лет – сам умыться, причесаться, застелить свою постель, ухаживать за комнатным цветком, прибраться (с помощью мамы) в детской, выполнить несложное учебное задание.
  • 7-8 лет – сам привести себя в порядок перед школой, разогреть завтрак, помыть посуду, приготовить уроки (с помощью родителей), прибраться в своей комнате.
  • 9-10 лет – сам встать по будильнику, собрать портфель, сделать уроки, самостоятельно выбрать кружок или секцию, включить плиту, сварить макароны или пельмени и т.д.
  • 11-12 лет – сам привести в порядок форму, постирать, пришить пуговицу, заштопать, сделать уборку в квартире (кроме санузла), сходить в магазин со списком покупок, проехать на общественном транспорте, воспользоваться бытовой техникой, приготовить еду (котлеты, кашу, блины), ухаживать за домашним питомцем, следить за младшими детьми.
  • 13-14 лет – иметь свое мнение о дальнейшем школьном и профессиональном обучении, отстаивать его, самостоятельно справляться со всеми школьными заданиями, следить за своими вещами, ходить в магазин, делать всю работу по дому.

Никто не говорит, что ребенка следует превратить в прислугу или няньку, и ему нужна помощь, если задание слишком сложное. Но родители должны понимать: делать вместе с ребенком значит учить его, делать вместо ребенка – провоцировать безответственность.

Метод естественных последствий

Самый разные психологи и педагоги от незабвенного Жан-Жака Руссо до Петрановской предлагают для воспитания ответственности простой, но эффективный прием. Ребенок на собственном опыте узнает о последствиях – если потрогать кипящий чайник, можно обжечься, если дернуть за хвост кошку, она оцарапает, если потерять деньги, не на что будет купить мороженое. Здесь есть и свои риски – от бытовых опасностей до проблем с уроками, но обычно мальчики и девочки быстро учатся. И понимают, что мыть посуду, чистить ботинки или просыпаться по будильнику надо не потому, что «мама будет ругать».

Как воспитать ответственность?

  1. Предоставлять выбор. Даже двухлетка знает, хочет он красную курточку или синюю, котлету или сосиску. Каждое принятие решения тренирует силу воли. А мудрый родитель с помощью выбора направляет поведение в нужную сторону – не «марш спать!» а «милый, ты перед сном послушаешь сказку или посмотришь мультик?».
  2. Девочка помогает мамеПозволять нести ответственность. Отличие сознательного поступка от каприза – принятие последствий своих действий. Малыш имеет право не надевать шапочку и пальто, не есть борщ, шлепнуть сестренку. Но без теплой одежды не ходят гулять, без борща не дают пирожных, а драчуны сидят в детской, пока вся семья веселится.
  3. Быть последовательными. Ответственные родители не перекладывают на себя обязательства ребенка. Если он попросил хомячка, обещав за ним ухаживать – мама не чистит клетку, а папа не кормит зверька. Если он потратил за один день все карманные деньги, испортил или потерял новую игрушку – не следует тут же компенсировать утрату.
  4. Поддерживать в неудачах. Если у ребенка что-то не получилось, он переоценил себя, ошибся – не стоит ругать его, он уже наказан потерей. Скажите, что разделяете его чувства, обсудите ситуацию, подумайте вместе, что можно исправить, и не требуется ли помощь.
  5. Поощрять самостоятельность. Пусть малыш делает сам всё, что он может и хочет. Одевается, моет тарелку, возится с прописями, пробует слепить пирожок или склеить разбитую чашку. Даже если он делает это медленно и неумело, он получает ценнейший опыт самостоятельного решения всех проблем.

Учимся, играя

Уроки ответственности – непростой и зачастую болезненный процесс. По счастью, есть и легкие способы набраться нужного опыта. Многие игры тренируют у ребенка ответственность и силу воли, на наглядных примерах демонстрируют результативные и контрпродуктивные модели поведения.

Ребёнок играет с игрушечным оружием

Игрушечное оружие – первый шаг к овладению настоящими пистолетами и винтовками. А урок ответственности – обращение с этим оружием как с потенциально опасным. Пусть будущий Рэмбо или Джеймс Бонд запомнит, что нельзя оставлять патроны в стволе, направлять оружие на щенка, бабушку или младшего братика и тем паче стрелять в них, даже в игре.

Научные игры и эксперименты для детей помогут малышам осознать, к чему приводят невнимательность и нетерпение. Никакие слезы и нытьё не заставят динамо-машину крутиться или микросхему работать.

Всевозможные настольные игры дают целый спектр социальных навыков – как проигрывать и не обижаться, как соблюдать правила, как расплачиваться штрафом за неправильный ход и как прощать проштрафившегося товарища. Не следует поддаваться ребенку, пусть он знает, что родители с ним честны – это поможет ещё больше гордиться успехами.

Полезно играть вместе с сыном или дочерью в сюжетные игры, обсуждать, как должен поступить ответственный человек – например, полицейский, машинист, пилот – в кризисной ситуации. Не помешает в какой-то момент рассказать о распределении обязанностей в семье – за что отвечает мама, за что папа, бабушка, старший брат. И наберитесь терпения – пройдет буквально полгода, и ваш ребенок станет человеком, на которого можно положиться!

Автор: Ника Батхен    

 
Оставить комментарий

Наверх